Каталог выставки. Отношения между дискурсом и искусством неизменно составляли центр дискуссий между немецкими и российскими кураторами выставки "Берлин-Москва/Москва-Берлин 1950-2000". Дебаты касались не только выставки, но и каталога. Предстояло ответить на вопрос: как представить 50-летний путь искусства, развивавшегося в трех совершенно различных системах? И как его комментировать? Как сделать это достаточно ясно и вместе с тем не впадая в стереотипы, пришедшие к нам со времен "холодной войны" и слишком часто, услужливо и мгновенно всплывающие в памяти? Как показать, что искусство есть часть идеологии, дискурса, текста и вместе с тем не сводится к нему? Немецкие и российские коллеги нашли открытую форму выставки и издания, построенную на череде категорий-параметров - от "Возвышенного" до "Тревоги". Они обозначают угол зрения, под которым мы смотрим на искусство. В последовательности этих углов зрения пунктиром - но лишь пунктиром - проходит хронология: "Возвышенное" говорит о послевоенной эпохе, наследии тоталитаризма, но и о том, как оно было воспринято последующими поколениями, "Тревога" всецело погружена в сегодняшнюю реальность, в которой все больше вопросов, чем ответов. В каталоге эти категории стали разделами, каждый из которых открывается одной или двумя заглавными текстами о проблеме в целом, а за ними следует коллаж из очень коротких текстов, раскрывающих ту или иную сторону проблемы на нескольких конкретных примерах. В результате образовался многоклеточный организм - почти девяносто текстов, соединенных друг с другом, как паззл, образующих десять тематических блоков, в самом выборе которых есть определенный вызов. Каждый из этих блоков заявляет о том, как много у нас общего, и вместе с тем фиксирует различия.