К числу основных натурфилософских концепций Аристотеля следует отнести его учения о движении, о пространстве как месте, об элементах и о замкнутом вечном геоцентрическом космосе. Эти концепции взаимно пропитывают и объясняют друг друга. В основе космологии Аристотеля лежат его наиболее общие философские концепции, такие как учение о категориях, учение о предикабилиях, о четырех причинах, о бытии в возможности и бытии в действительности.
В литературе, затрагивающей исторические судьбы аристотелевского учения о космосе, распространены следующие три утверждения:
- 1) аристотелевская космология оказала подавляющее влияние на средневеково-схоластические представления о строении вселенной;
- 2) рождение науки Ренессанса и нового времени, связанной с именами Коперника и Галилея, Кеплера и Ньютона, происходило в борьбе с аристотелевской космофизикой, полным отрицанием которой эта наука является;
- 3) с точки зрения современной науки учение Аристотеля о вселенной полностью устарело.
По мнению авторов книги, эти утверждения не вполне соответствуют действительному положению вещей; в лучшем случае в них находят отражение лишь ведущие тенденции отношения к аристотелизму.
Так для средневековых схоластов библейские представления о структуре и генезисе вселенной имели еще больший авторитет, чем авторитет философа. В средние века была сильна также неоплатоническая линия, в том числе и в учении о космосе, бытовал и некритический обывательский эмпиризм (земля плоская и антиподов не бывает).
В сочинениях основоположников науки нового времени также можно найти немало антиаристотелевских деклараций. Но за ними не всегда стоит фактическое отрицание аристотелевской космологии. Даже когда Бруно, Галилей, Декарт и другие критикуют аристотелевскую космофизику по существу, она не отвергается полностью; отбрасываются или реформируются лишь отдельные ее фрагменты. Более того, реабилитируются отдельные стороны аристотелевского учения о космосе, полностью или частично, эксплицитно или эмплицитно исключающиеся схоластикой. Это относится, например, к шарообразованию Земли или к вечности и несотворенности вселенной.
В настоящее время космологические взгляды Аристотеля и других античных философов устарели, как, впрочем, и взгляды Гегеля, Декарта, Ньютона. Но полностью ли? Нет ли в аристотелевской физике и в его учении о Небе моментов, интересных для современных теоретиков в области физики и астрономии?
Оглавление.
ГЛАВА 1. Античное учение о природе как предпосылка физики нового времени.
- Элементы и первоматерия в аристотелевской философии. - Аристотель о тепле и холоде. - Гравитация и левитация у Аристотеля. - Аристотелевская физика и первый закон Ньютона. - Аристотелевская физика и второй закон Ньютона.
ГЛАВА 2. Формирование "новой науки" Галилея-Декарта-Ньютона.
- Эвристическая структура научного знания. - Античная форма знания. - Средневековая scientia. - Наука как mathesis universalis.
Тираж 2 575 экз.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже