Монография представляет собой наиболее полное в отечественной историографии описание проектирования, строительства и службы одного из самых знаменитых кораблей Российского флота - крейсера "Аскольд".
Среди кораблей отечественного военно-морского флота боевой путь и драматическая судьба этого крейсера занимает особое место. Наиболее яркими страницами начала службы корабля являются боевые действия в составе Порт-Артурской эскадры. "Аскольд" имел репутацию "счастливого" корабля: в ночь коварной атаки японских миноносцев на русскую эскадру торпеды проходят вблизи его бортов. На следующий день в бою раскаленный осколок вражеского снаряда попадает в боевое зарядное отделение торпеды. Несколько раз неутомимый разведчик эскадры попадал под огонь главных сил японского флота в море и при бомбардировках крепости Порт-Артур. Высокая морская выучка его команды выручала в трудные минуты. Пробоины заделывались, место павших занимали товарищи.
Звездный час "Аскольда" - бой 28 июля 1904 г., когда в критический для русской эскадры момент, осыпаемый десятками снарядов красавец крейсер на полном ходу направляется на неприятельские корабли, и они расступаются, уступая его решимости, и открывают путь в открытое море. Прекрасные механизмы и грамотная их эксплуатация машинной командой обусловили частые дальние походы. Пятитрубный силуэт крейсера можно было увидеть во многих портах мира во время учебных плаваний или "дипломатических" походах.
В период Первой мировой войны "Аскольд", совместно с кораблями союзников, участвовал в конвойных операциях в Тихом океане, затем в боевых действиях на Средиземном море и в Дарданелльской операции, после чего стал одним из первых крупных кораблей Флотилии Северного Ледовитого океана.