Вошедшая в сборник повесть "Крейцерова соната" одно из поздних произведений Льва Николаевича. Оно посвящено сюжету, особенно занимавшему Толстого в поздние годы. Сюжет этот относится к взаимоотношению чувственности и жизни, чувственности и знания, чувственности и искусства. Имя чувственности в "Крейцеровой сонате" вполне определенное: сексуальность. А если быть более точным - разврат. Собственно, слово "разврат" становится одним из ключевых для этой повести. И слово это начинает действовать как критическое понятие, отталкиваясь от сексуального поведения человека и захватывая самые разнообразные пласты общественного существования. Разврат становится своеобразной схемой понимания человеческих отношений в забвении заповедей. То, что удается описать как разврат на примере сексуального поведения, сразу же обнаруживает себя и в деятельности социальных институтов, в частности, институт брака, и в работе ученых, и в художественном творчестве. Но дело вовсе не в захватившей все и вся сексуальности, а в том, почему сексуальность стала развратной. А стала она развратной именно потому, что в ее основание положено чувственное удовольствие. Подобно тому, как наука оказывается развращенной эмпирическим опытом, дальше которого не видит, а искусство - художественным переживанием...