В данном томе серии "Литературные памятники" представлено полное собрание произведений интереснейшего жанра античной литературы - древнегреческих надгробных речей, сохранившихся от периода c V в. до н. э. по IV в. н. э. Часть их относится к классической эпохе Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), другая принадлежит ко времени Римской империи. Под одним переплетом объединены как официальные речи, произносившиеся в присутствии большого числа горожан, отличающиеся отточенным стилем и торжественностью, так и посвящения частным лицам, нередко - друзьям и близким оратора, а потому более проникновенные, отмеченные силой личного чувства. К числу последних относятся и несколько речей знаменитого оратора II в. н. э., крупнейшего представителя Второй софистики Элия Аристида, образующие основу данного издания. Составляя важную часть античного погребального обряда, надгробные речи (монодии и эпитафии) служили целям ритуального оплакивания покойных и увековечивали память умерших среди родных, сограждан и потомков. Адресатами подобных речей становились как люди всевозможных сословий и званий (безвременно почивший юный оратор; великий властитель, павший на поле брани; атлет, ушедший до поры и никем не побежденный; славный полководец и его безымянные солдаты - ревнители и защитники отечества), так и уничтоженные пламенем храмы, разрушенные дворцы, колонны и статуи, наконец, целые города, до основания разрушенные людьми или же сметенные "изъявлением божественной воли". Речи эти не только отличаются богатством языка и образности, обилием мифологических аллюзий и реминисценций, но и предлагают широкий исторический экскурс, отражая события военного и мирного времени, описывая торжественные обряды, развлечения и быт. Так, например, в одной из текстов подробно изложена история Элевсинских мистерий - важнейшего религиозного празднества, объединявшего в античности десятки тысяч людей и дававшего, как считалось, надежду на спасение души и вечную жизнь по смерти. В раздел "Дополнения" вошли избранные отрывки из древних учебников по ораторскому искусству, детально рассказывающие, как творились эпитафии и монодии, и приоткрывающие для читателя "творческую лабораторию" античного ритора. Большинство речей переведены на русский язык впервые. Издание снабжено обстоятельной статьей С.И. Межерицкой, отражающей историю и развитие античного надгробного красноречия, обширным историко-филологическим комментарием, двумя аннотированными указателями, позволяющими лучше ориентироваться в томе, а также альбомом иллюстраций, отражающим как античную культуру, так и ее более позднюю европейскую рецепцию. Рекомендуется широкому кругу читателей.