"Новые художники" появились в Ленинграде осенью 1982 года с "Ноль объектом", который они сотворили на выставке ТЭИИ, товарищества ленинградских художников-нонконформистов: приклеили этикетку с названием "Ноль объект" на экспозиционный щит с отверстием в форме небольшой картины. Появление незаявленного произведения на еле-еле разрешенной выставке вызвало переполох, и объект было приказано убрать. "Обнуление" произошло по полной - около месяца длилась абсурдистская письменная перепалка "Новых" с ТЭИИ, сама по себе возведенная в ранг произведения искусства: бесшабашное жизнетворчество против хмурого художественного диссидентства, веселый стеб против тоскливой серьезности, 80-е против 70-х.
Сперва их было всего ничего (Тимур Новиков, Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов), потом к ним присоединились Вадим Овчинников, Сергей Бугаев (Африка), Владислав Гуцевич, Андрей Медведев, Андрей Крисанов и Инал Савченков. Но "Новые" стремительно обрастали всем, что было живого вокруг: искусствоведами и кинокритиками, композиторами и рок-музыкантами, философами и некрореалистами. Имена и профессии лихо менялись местами: художник Гурьянов был музыкантом группы "Кино", Виктор Цой писал картины для выставок "Новых", ставились балеты и драмы, снималось кино и "Пиратское телевидение", оформлялся ленинградский рок-клуб, и все вместе временами оказывались на сцене курехинской "Поп-механики". Новикова и Котельникова благословил Энди Уорхол, очаровав Сергея Соловьева, "Новые" получили в свое распоряжение культовый фильм "Асса", а Бугаев (Африка) - свое место на олимпе девичьих грез.
В 1991 году Тимур Новиков передает коллекцию произведений "Новых художников" в Отдел новейших течений Русского музея и закрывает историю движения. Нельзя сказать, что "Новые" отстаивались в запасниках. Они фигурировали на разных выставках. Но монографической выставки ждали 20 лет.
he publication acquaints readers with the oeuvre of the New Artists and Necrorealists, the leading art groups of the underground culture of the 1980s -- early 1990s. The articles by leading Russian art historians feature the process of forming a new art language during the break-up of the Soviet reality by the example of work of Timur Novikov, Oleg Kotelnikov, Vadim Ovchinnikov, Georgy Guryanov, Victor Tsoi, Andrei Khlobystin and Evgeny Yufit. Historical materials are illustrated by photographs from private archives of representatives of the Leningrad Underground and supplemented with unique documents and materials. The edition includes poems of artists, their biographies and selected bibliography.