Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Взгляды Алексея Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви).
Славянофильская историософия представлена в основном в "Семирамиде" Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Алексей Хомяков в то же время полагал бессмысленным возвращение к традиционной нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в Семирамиде становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же поддерживается в "истории" Хомякова взаимодействием двух полярных духовных начал: "иранского" и "кушитского", действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Придавая древнему миру мифологические очертания, Алексей Хомяков в определенной мере сближается с Шеллингом. Н.А. Бердяев справедливо отметил в свое время: "мифология и есть древняя история... история религии и... есть содержание первобытной истории, эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом". Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо "иранства" как символа свободы духа, либо "кушитства", которое символизирует "преобладание вещественной необходимости, т.е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении". Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия, два возможных варианта метафизической позиции. Существенно то, что деление на "иранство" и "кушитство" в "Семирамиде" не абсолютно, а относительно. Христианство же в историософии Хомякова – не столько высший тип "иранского" сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих "кушитский" тип.
ТОМ 1. РАБОТЫ ПО ИСТОРИОСОФИИ.
- "Семирамида".
Историческая публицистика.
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке "Телескопа") (Письмо к г-же Н.).
- О старом и новом.
- О зодчестве.
- Черты из жизни калифов. Вместо введения (к "Сборнику исторических и статистических сведений о России и о народах, ей единовременных и единоплеменных").
- Возражения на статью г. Грановского.
- Ответ г. Хомякова на ответ г. Грановского.
- Заметки о "Слове о полку Игореве".
- Предисловие к "Русской беседе".
- Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление".
Примечания.
Вступительная статья, составление и подготовка текста В.А. Кошелева.
ТОМ 2. РАБОТЫ ПО БОГОСЛОВИЮ.
Тираж 15 000 экз.