Пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Художник Сергеев В. Общая редакция Андреевой М. и Халабузарь П.
Данное пособие предназначено для педагогов, ведущих занятия в подготовительных группах музыкальных школ для детей шести лет. Частично этот материал может быть использован в детских садах, а также в работе по музыкальному воспитанию младших школьников в различных кружках.
Мы должны прежде всего пробудить у детей интерес и любовь к музыке, создав на уроке эмоционально насыщенную обстановку, способствующую активному вовлечению детей в процесс музыкального восприятия, развитию их самостоятельности и творческой инициативы. Надо воспитывать их вкус с помощью прослушивания классической, народной и современной музыки, доступной и понятной детям. Опыт показал, что дети шести лет вполне усваивают предлагаемый им программный материал, если педагог пользуется соответствующими возрасту игровыми приемами.
Начиная работу над развитием слуха, музыкальной памяти и чувством ритма, необходимо проследить за развитием слухового внимания, которое в дошкольном возрасте очень неустойчиво.
Сборник включает в себя следующие разделы:
1. Ритмика;
2. Слушание музыки;
3. Пение и элементы ладового воспитания.
Материал книги, обобщающий собственный педагогический опыт автора, раскрывает содержание и принцип работы в подготовительных группах музыкальных школ.
В меру своих возможностей автор стремился поделиться с преподавателями, ведущими музыкальные занятия с дошкольниками, своими наблюдениями и методами работы, которые, разумеется, нельзя рассматривать как единственно возможные.
Методика обучения в подготовительных группах музыкальных школ еще недостаточно разработана. Нет учебных программ и конкретных требований. Материал данного сборника может послужить для преподавателей основой, которую возможно видоизменять и совершенствовать, исходя из опыта к конкретных условий работы.
I раздел. РИТМИКА
Описание практического материала
1. Упражнения на развитие музыкально-ритмического чувства и гимнастические упражнения
2. Упражнения с музыкальными заданиями в размере 2/4 и 3/4
3. Музыкально-ритмические игры с пением и без пения
4. Пляски и упражнения с предметами
II раздел. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Примерный репертуар по слушанию музыки
III раздел. ПЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ЛАДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Поступенное движение
Движение по трезвучию
Примеры для импровизации
Приложение. Песни в минорном ладу