Вопреки сложившемуся представлению о том, что русская философия отвергала Канта, а русская мысль испытывала чувство несовместимости с его критическом философией, данное исследование на обширном историческом материале (архивные данные, значительный круг русских журналов, исторические свидетельства, печатные произведения) показывает, что неприятие кантианства в России хотя и было влиятельным, однако никогда не доминировало, а, напротив, сосуществовало с разнообразными попытками его усвоения и развития, включая православную среду. В России, с которой Кант был тесно связан разнообразными узами, противоборствовали два образа Канта и его философии, имевшие мало общего друг с другом. Данная борьба, пережившая с течением времени различные периоды и всплески, нашла свое отражение как в русских университетах, так и в духовных академиях конца XVIII - первой половины XIX вв. На основе выявления параллелей в рецепции Канта как в различных национальных философских школах, так и в различных христианских конфессиях, становится понятно, что оригинальность русского восприятия Канта состоит не в обвинениях в некой "чертовщине", которые в российском контексте оказываются маргинальными, а в европейском - рядовыми явлениями, а скорее, в глубоком экзистенциальном диалоге и преимущественном интересе к этической и религиозной проблематике кенигсбсргского философа.