James Miller "The Passion of Michel Foucault" (Harvard University Press, 2000). Эта книга - не биография Мишеля Фуко, хотя в общих чертах она следует хронологии его жизни, и не всестороннее исследование его творчества, хотя в ней действительно даются интерпретации множества его текстов. Скорее, это рассказ о продлившейся всю жизнь борьбе человека за верность крылатому императиву Ницше "стань самим собой". Смешивая занимательное повествование и экзегезу, я подходил к творчеству Фуко так, как если бы оно выражало огромное желание реализоваться в данной определенной форме жизни, а к его жизни - как если бы она воплощала собой постоянное и частично реализованное усилие сделать это желание реальностью. Как дотошный журналист, я собирал информацию о различных сторонах жизни Фуко, до настоящего времени недокументированной и, следовательно, большей частью неисследованной. Как историк-интеллектуал, я обрисовывал широкий культурный и социальный контекст, внутри которого разворачивалась его жизнь. Как литературный критик, я акцентировал ряд повторяющихся фантазий и образов, придающих особый оттенок и настроение и текстам, и повседневной жизни Фуко. Моей целью было воссоздать, выражаясь словами Фуко, "не чистый грамматический субъект, не глубинный психологический субъект, но того, кто говорит Я в книгах, письмах, черновиках, набросках, потаенных записках". Значительная часть книги посвящена конкретным "предельным" практикам Фуко, приему наркотиков, анонимному гомосексу, садомазохизму и пр., которые сам философ включал в свои исследования фальсификации истины и идентичности. Цитата из книги (замечание Миллера): "Несмотря на центральное значение, придаваемому философом теоретическому изучению гомосексуализма, литература о связи Фуко с освободительным движением геев, как ни странно, почти отсутствует. Возможно, это некая извращенная дань укоренившейся в американских и европейских учебных заведениях гомофобии: когда я проводил исследования для моей книги, правоверные последователи Фуко часто говорили мне, что я не могу и не должен писать об этом "исключительно личном" аспекте жизни философа; один хорошо известный американский специалист по Фуко вообще отказался со мной разговаривать, заявив, что любопытство, проявляемое мной в отношении роли, которую, возможно, сыграл садомазохизм в мышлении Фуко, отвратительно. Даже в якобы либеральных интеллектуалов, очевидно, глубоко засело удивительно консервативное представление о том, что является постыдным". Цитата из книги (замечание Фуко): "Как получает, что в таком обществе, как наше, сексуальность является не просто средством вопроизводства вида, семьи и индивида? Не просто средством получения удовольствия и наслаждения? Как мы пришли к тому, чтобы рассматривать сексуальность как преимущественное пространство, где прочитывается и выражается наша глубочайшая истина?".