Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги. Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам "выгорания" и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.
Общение как процесс установления и развития контактов между людьми
Роль общения в деловом взаимодействии
Типы и виды общения
Функции общения
Модели педагогического общения
Стили педагогического общения
Педагогическое общение как прагматическая необходимость
Коммуникация как акт общения
Вербальные и невербальные средства коммуникации
Барьеры эффективного общения
Обратная связь для понимания информации
Вопросы и ответы в межличностном общении
Невербальные средства межличностного взаимодействия
Основные каналы невербальной коммуникаций
Типы собеседников и межличностное взаимодействие
Индивидуально-психологические особенности собеседников
Модели стилей обучения людей
Социальная компетентность в педагогическом общении
Социально-психологический тренинг как метод активного обучения и форма повышения коммуникативной компетентности личности
Тренинг и педагогическое общение
Виды тренингов
Методология и программы обучения педагогическому общению
Формы и методы обучения педагогическому общению
Формирование программы тренинга педагогического общения
Эффективные виды обратной связи на тренинге
Участники тренинговых групп как субъекты активного общения
Модели поведения людей
Трудности межличностного общения
Виды поведения: подавление, манипуляции, деловое партнерство
Поведенческий анализ
Наблюдение в ходе тренинга - сбор информации для поведенческого анализа
Умения и навыки эффективного педагогического общения
Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации
Задачи тренера и содержание его работы
Имидж и первое впечатление тренера
Профессиональные требования к тренеру
Знания и умения эффективного тренера
Сгорание, эмоциональное истощение и деперсонализация тренера и контроль ситуации
Специфика и характер проведения тренинга педагогического общения
Оценка программы тренинга и обучения