В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, - жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах - местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения "Повести временных лет" и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала "Карамзинской" рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания - владимиро-московского и новгородского - представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о "центрально-русском" летописании XIV в. - загадочном "Летописце Великом Русском". Автор доказывает, что именно в Москве в 1375 г. по воле князя Дмитрия Ивановича было начато "великорусское" летописание. Созданная два года спустя, в 1377 г., Лаврентьевская летопись оказывается ярко контрастной "Летописцу Великому Русскому", каким он теперь представляется. Работа составителей "Лаврентьевской летописи" имела целью дать пример вероисповедно-непримеримой борьбы христиан-русских с иноверцами-татарами. Благословивший ее создание епископ Дионисий Суздальский явно хотел духовно укрепить и побудить князей к решительным действиям в начинающейся освободительной борьбе с татарами. В Послесловии книги говорится о трансформации жанра летописания, происшедшей на Руси в дальнейшем, начиная с XVI в.