Сверхзадача настоящего исследования - выявление закономерностей социальной психологии переходной эпохи как контекста функционирования искусства.
Книга состоит из 4-х разделов, раскрывающих в разных аспектах смысл переходных процессов в культуре.
В I разделе рассматривается переход в наиболее универсальном его значении, то есть развертывающийся как смена исторических циклов.
Во II разделе акцент ставится на структуре переходного процесса и его слагаемых. Выделены такие признаки переходности, как распад универсальной картины мира, кризис коллективной идентичности, интенсивность субкультурной стратификации, взрыв эсхатологических настроений, активизация диалога и другие.
В III разделе рассматривается уникальный для русской культуры тип ментальности, а также предпринимается классификация типов личности. Опираясь на исследования Л.Гумилева, автор показывает характерный для отечественной культуры базовый тип личности, предстающий в знакомой по русской литературе фигуре странника.
Раздел IV посвящен трансформации смеховой стихии в русской культуре в переходные эпохи, в частности, в эпохи смуты и раскола, какими предстали XVII и XX века.
Сделанные в этих разделах книги заключения и обобщения позволяют дать углубленную характеристику как русской культуры Нового и Новейшего времени, так и функционирующего в этой культуре искусства.
Книга рассчитана на искусствоведов,культурологов,и сториков,социологов,всех тех,кто интересуется теорией и историей культуры и искусства.