Академия наук СССР. Институт востоковедения.
Имя Федора Ипполитовича Щербатского (1866-1942) занимает одно из самых почетных мест в истории отечественной и мировой востоковедческой науки. Он был одним из первых европейских ученых, приступивших к исследованию буддийской философии и логики на основе тщательного текстологического анализа оригинальных санскритских и тибетских текстов. Его труды составили эпоху в буддологии и тибетологии, оказали и продолжают оказывать заметное воздействие на развитие современных исследований в этих областях ориенталистики.
В данную книгу вошли избранные труды академика Ф.И. Щербатского:
Буддийская логика. Введение.
- Что такое буддийская логика. Место логики в истории буддизма. Первый, Второй и Третий периоды буддийской философии. Место буддийской логики в истории индийской философии (Материализм. Джайнизм. Система санкхья. Система йога. Веданта. Миманса. Система ньяя-вайшешика). Буддийская логика до Дигнаги. Жизнь Дигнаги. Жизнь и Сочинения Дхармакирти. Порядок глав в "Прамана-вартике". Филологическая школа комментаторов. Кашмирская, или философская, школа комментаторов. Третья, или религиозная, школа комментаторов. Послебуддийская логика и борьба реализма и номинализма в Индии. Буддийская логика в Китае и Японии. Буддийская логика в Тибете и Монголии.
Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма".
- Введение, Skandha. Ayatana. Dhatu. Чувственные элементы. Элементы духа. Силы. Несубстациональность элементов. Anatman. Pratitya-samutpada (причинность). Карма. Непостоянство элементов. Непостоянство у санкхья-йоги. Волнение элементов. Теория познания. Добуддийский буддизм. Заключение. Приложения 1,2.
Концепция буддийской нирваны.
- Введение. Буддизм йога. Мистическая интуиция (yogi-pratyaksa). Вера Будды в личное бессмертие. Был ли Будда агностиком? Позиция позднейших школ хинаяны. Двойственный характер абсолюта. Вайбхашики. Саутрантики. Йогачары. Мадхьямики. Учение о причинности в хинаяне. Видоизменение этого учения в махаяне. Учение об относительности. Истинно вечный Будда, познаваемый мистической интуицией. Новая концепция нирваны. Относительна ли сама относительность. Признание несостоятельности логики для познания абсолюта. Параллельное развитие буддизма и брахманизма. Европейские параллели. Позиция школы ньяя-вайшишека. Заключение.
Эти работы ранее были изданы на английском языке и теперь впервые публикуются на русском языке. Комментарий и редакция переводов В.Н. Топорова. Ответственные редакторы: акад. Н.И. Конрад, чл.-корр. АН СССР Г.М. Бонгард-Левин.
Формат 145 х 220 мм.
Тираж 20 000 экз.