Эрих Фромм - крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы. Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. С позиций гуманизма он выступает против духовного оскудения, намечает возможные варианты решения назревших глобальных проблем и создания гармоничного здорового человека и "здорового общества". Автор развивает свою концепцию религии и ее роли в обществе. Основоположник неофрейдизма, Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.
Книга состоит из следующих разделов:
"Предисловие",
"Введение",
"Большие надежды, их крах и новые альтернативы" (главы: "Конец иллюзии", "Почему Большие Надежды потерпели крах?", "Экономическая необходимость изменения человека", "Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?")
"Часть Первая. Понимание различия между обладанием и бытием", "I. Первый взгляд" (главы: "Значение различия между обладанием и бытием", "Примеры из различных поэтических произведений", "Идиоматические изменения", "Происхождение терминов", "Философские концепции бытия", "Обладание и потребление"),
"II. Обладание и бытие в повседневной жизни" (главы: "Обучение", "Память", "Беседа", "Чтение", "Власть", "Обладание знанием и знание", "Вера", "Любовь").
"III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом Завете и в трудах Мейстера Экхарта" (главы: "Ветхий Завет", "Новый Завет", "Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327)").
"Часть Вторая. Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования",
"IV. Что такое модус обладания?" (главы: "Общество приобретателей - основа модуса обладания", "Природа обладания", "Другие факторы, на которые опирается ориентация на обладание", "Принцип обладания и анальный характер", "Аскетизм и равенство", "Экзистенциальное обладание"),
"V. Что такое модус бытия?" (главы: "Быть активным", "Активность и пассивность", "Бытие как реальность", "Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой"),
"VI. Другие аспекты обладания и бытия" (главы: "Безопасность - опасность", "Солидарность - антагонизм", "Радость - удовольствие", "Грех и прощение", "Страх смерти - утверждение жизни", "Здесь и сейчас - прошлое и будущее"), "Часть третья. Новый человек и новое общество",
"VII. Религия, характер и общество" (главы: "Основы социального характера", "Социальный характер и "религиозные потребности", "Является ли западный мир христианским?", "Гуманистический протест