В первой части книги говорится о русской архитектуре 1830-1890-х гг. или в соответствии с принятой в отечественном искусствознании терминологией - об эклектике. На ее материале сделана попытка осветить три круга вопросов, рассматриваемых затем и во второй части. В первой главе анализируется композиционная система, во второй - система основных представлений и идей, воплощаемых в зодчестве и моделируемых им в качестве наиболее существенных с точки зрения миропонимания времени, в третьей - реализация композиционной и содержательной систем в реальной практике, архитектурные направления и наиболее яркие их представители (в их числе - М.Д. Быковский, К.А. Тон, А.И. Штакеншнейдер, А.М. Горностаев, В.А. Гартман, И.П. Ропет, Н.В. Султанов и другие).
Вторая часть книги посвящена анализу русской архитектуры конца XIX - начала XX в. Проблематика и круг затрагиваемых проблем те же, что и в первой части. Рассматривается композиционная система, своего рода идеальная модель архитектуры тех лет, идейно-художественное содержание, ею выражаемое, архитектурные направления и их крупнейшие представители. Речь идет по преимуществу о модерне; а в последней, третьей главе, - о модерне и ретроспективизме, их важнейших разновидностях и выдающихся мастерах: Ф.О. Шехтеле, Л.Н. Кекушеве, Н.В. Васильеве, И.С. Кузнецове, И.Е. Бондаренко, В.М. Васнецове, Е.Д. Поленовой, С.В. Малютине, В.А. Покровском, И.А. Фомине и других.
Отпечатано в ГДР. Мелованная бумага.