"Драма Иова" выдающегося литовского религиозного философа Антанаса Мацейны представляет собой философскую интерпретацию библейской Книги Иова. "Драма Иова" впервые появилась в печати в 1950 году. Она представляет собой третий том трилогии А.Мацейны "Cor inquietum" ("Беспокойное сердце"). Первые два тома данной трилогии уже издавались в издательстве "Алетейя" (СПб.) в 1999 г. Перевод с литовского языка осуществлен с литовского издания: А.Мацейна. Собрание сочинений в 12 томах. Трилогия "Cor inquietum" составляет третий том Собрания сочинений литовского философа, которое издается Вильнюсским издательством "Mintis" ("Мысль"). Третий том появился в печати в 1990 году.
Как указывает автор, "данная работа является попыткой... дать общую схему теистического экзистенциализма... Широкое развитие экзистенциализма, начавшееся с M.Heidegger'a [Мартина Хайдеггера], привело к ответу, что экзистенция есть только по сю сторону: по сю сторону она начинается и по сю сторону она заканчивается. Никакого пути в потустороннее, никаких просветов оттуда у нее нет. Бог для этого направления остался полной неизвестностью, вовек недоступным уравнением, решить которое для нас будто бы никак невозможно... Экзистенциализм действительно не нашел Бога... Католическое сознание, вразумленное Откровением, что человек есть образ Божий, не могло примириться с тем, что этот образ своим бытием не раскрывает того, кого он являет. Совершенно невозможно, чтобы человек, будучи сотворен по образу Бога, был бы настолько омрачен, что в этой его омраченности бесследно исчез бы его Творец. Поэтому "Драма Иова" и взяла на себя трудную задачу: в экзистенции раскрыть трансценденцию. И томистская, и экзистенциальная философия признают, что человек не имеет в себе основы для своего существования и потому всегда находится перед лицом небытия. "Драма Иова" как раз и является попыткой как можно полнее раскрыть это удивительное свойство существования и именно в нем увидеть сущностную предназначенность человека Богу; предназначенность, которая кроется в самой онтологической структуре человека и является изначальной и независимой от сознательной установки человека по отношению к Господу. Человек может не найти Бога или не принять Его, руководствуясь своей волею. Но сделать это своим бытием он не может, ибо оно все до самых своих глубин так сплетено, что собою выражает Бога, ищет Его и вопрошает Его, невзирая на то, что сознательные уста даже словом о Боге не упоминают. Экзистенция есть вопрос, раскрытый перед лицом трансценденции. Это главная мысль "Драмы Иова". Это ее ответ, полученный в результате анализа существования с учетом удачных находок экзистенциализма, однако находок дополненных и расширенных. Осилить эту нелегкую задачу автору помогло то обстоятельство, что он подошел к анализу существования человека не абстрактно, но прибегнув к личности Иова, изображенной в Священном Писании".
Для специалистов, занимающихся исследованиями в области католической религиозной философии, философии экзист