Книга посвящена одной из особенностей интеллекта - способности действовать "в уме". Предпринята попытка понять умственную способность, прежде всего, как некоторую качественную определенность, не отождествляя ее с совокупностью усвоенных индивидом знаний.
Опираясь на теоретический анализ природы знаний и мышления, изложенный в первой части книги, автор во второй ее части рассматривает механизм и структуру данной способности. Экспериментально установлены этапы формирования способности действовать "в уме", выявлены причины задержки и средства их устранения, показаны категории определения достигнутых уровней развития данной способности и принципы ее воспитания. Использование этих принципов в педагогической практике приведут к повышению эффективности обучения, поскольку ускоренное и наиболее полное формирование данной способности позволит, начиная уже с младших классов, преодолевать малоосмысленное заучивание, формализм знаний и сделать обучение более полноценным.
Оглавление.
Часть 1. Знания, мышление.
- Проблема идеального.
- Проблема психического.
- Мышление и знания.
Часть 2. Умственное развитие.
- Предмет экспериментального исследования. Внутренний план действия (ВПД).
- Предварительное исследование. Выявление общих возможностей младших школьников действовать во внутреннем плане. Поиск методики исследования.
- Методика исследования и описание опытов.
- Этапы развития внутреннего плана действия.
- Общая картина развития внутреннего плана действия.
- Дифференциальная картина развития внутреннего плана действия.
- Случаи задержек развития ВПД и их ликвидация.
- Гипотетическая модель структуры внутреннего плана действия.
- Общий обзор полученного в опытах материала.
Заключение.
Тираж 22 000 экз.