Основное внимание в книге уделено истории эстетической мысли старого Китая, анализу важнейших эстетических свойств китайской живописи. Приводятся комментарии и переводы средневековых китайских текстов по философии и теории живописи. С о д е р ж а н и е: I. Вехи: Эстетический смысл древней китайской философии. - Сложение эстетики живописи как особой сферы знания (III-VI вв.). - Эстетика живописи периода Тан и Удай (VII-X вв.). - Эстетика живописи в период Сун (960-1276 гг.). - Эстетика живописи периода Юань (1277-1367гг.). - Канонизация эстетических норм (XV-начало XX в.). II. Проблемы: Живопись и философия. - Морфология живописи. - Пороки и достоинства живописи. - Теория стилей и живописных школ. - Теория происхождения живописи, эстетика числа и тени: изображение и слово. - Теория жанров живописи. - Социологический феномен китайской живописи. III. Вместо заключения: Несколько типологических сопоставлений. IV. Антология. Китайские философы и художники о сущности живописи: Лао-цзы. Дао дэ цзин. - 'Чжуан-цзы'. - Цзун Бин. Введение в пейзажную живопись. - Се Хэ. Заметки о категориях старинной живописи. - 'Книга поучений шестого патриарха (Хой-нэна)'. - Чжан Янь-юань. Записки о прославленных художниках разных эпох. - Ли Чэн. Тайна пейзажа. - Чжу Си. Отрывки из различных сочинений. - Го Жо-сюй. Все, что я видел и слышал о живописи. - Чжун-жэнь. Альбом живописи сливы мэй (мастера) Хуа-гуана. - Ли Кань. Книга о бамбуке. - Ши-тао. Собрание высказываний о живописи. - Ван Гай. Наставление в искусстве живописи из павильона Цинцзай. Дин Гао. Сокровенная тайна портретного искусства.