В книге рассматривается творчество Ивана Ильича Леонидова (1902-1959) - русского архитектора, представителя русского авангарда, конструктивизма, мастера "бумажной" архитектуры.
Иван Леонидов родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) 9 (22) января 1902 в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после революции работал секретарем Бабинского волисполкома. В 1920 поступил в Свободные художественные мастерские в Твери; продолжил образование в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921-1927), где главным его учителем был А.А.Веснин. В вузовские годы вошел в состав "Объединения современных архитекторов" (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журнала "Современная архитектура". В 1941-1943 находился в действующей армии. Жил в Москве.
Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине разворачивающейся переориентировки всей культурной политики с авангарда на классическую традицию. В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их техническую осуществимость). Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратились в его макетно-"бумажном" творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметившую будущие пути развития строительства и дизайна. В его замыслах, предназначенных (если это специально не указывается) для Москвы, - в проектах Института библиотековедения имени В.И.Ленина (1927), клуба нового социального типа (1928), памятника Х.Колумбу для Санто-Доминго (1929), Дома промышленности (1929-1930), системы социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате (1930), дома Наркомтяжпрома (1934) - четко выразились идеи, предвосхитившие "органическую архитектуру" и "интернациональный стиль" середины и второй половины 20 в. Отвергая "накладной" декор, Леонидов был романтиком конструкции и самой формы, которая становилась у него то как бы "парящей", подвешенной на растяжках-вантах (Институт библиотековедения), то величаво-незыблемой наподобие древних, обращенных к небу монументов (небоскреб Наркомтяжпрома). Его композиции, порой фантастико-утопические по своему размаху (цикл рисунков Город Солнца, 1950-е годы), принадлежат к шедеврам современной архитектурной графики.
Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине, 1940), а также изысканную по композиции лестницу-"амфитеатр" в санатории имени С.Орджоникидзе в Кисловодске (1937-1938).