Психологией художественного творчества люди интересовались во все времена. Сейчас интерес к процессу художественного творчества особенно усилился в, связи с тем, что он остается одним из немногих психических процессов, которые - пока еще далеки от возможности моделирования на машине. О; нем много писали и пишут, особенно за рубежом. У нас исследований в этой области совсем немного, и большинство книг о художественном творчестве основано на высказываниях самих писателей и художников. Эти высказывания, взятые произвольно, можно использовать для подтверждения любой теории. Поэтому до сих пор мы очень немногое знаем о процессе художественного творчества. .
Эстетики, искусствоведы, литературоведы говорят и пишут об образном обобщении, но что представляет собой процесс, в результате которого художником создается обобщенный образ, остается неясным. Также часто пишут о художественном замысле, но при этом между авторами нет единого понимания данного термина. Очень немногое известно о процессе возникнове-. ния и развития замысла у писателей и художников. Почти совсем не выяснен вопрос о том, что делает писателя - писателем, а художника - художником, чем они отличаются от других людей. Много спорного и неясного в проблеме вдохновения и интуиции и т. д.
В настоящей книге публикуются исследования по вышеуказанным, малоизученным вопросам психологии художественного творчества.
Содержание (оглавление)
Предисловие
Глава I. О ПРОЦЕССЕ ОБРАЗНОГО ОБОБЩЕНИЯ
§ 1. Постановка проблемы
§ 2. Возможность создания типического образа на основе понятийного обобщения
§ 3. Особенности образного обобщения в процессе типизации
§ 4. Взаимоотношения понятия и образного обобщения в процессе типизации
§ 5. О структуре образного обобщения
§ 6. Об интуиции
Глава II. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (на материале биографии Л. Н. Толстого)
§ 1. Предпосылки формирования писательской направленности у Л. Н. Толстого
§ 2. Зарождение писательской направленности у Л. Н. Толстого
§ 3. Процесс работы над произведением и роль общественной оценки в формировании писательской направленности Л. Н. Толстого
Глава III. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЗАМЫСЛА (на материале творчества Л. Н. Толстого)
§ 1. Условия возникновения первичных литературных замыслов
§ 2. Особенности первичных литературных замыслов
§ 3. Особенности оформленного литературного замысла
§ 4. Причины осуществления или неосувдествления некоторых замыслов
Глава IV. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВООБРАЖЕНИЯ у Л. Н. ТОЛСТОГО (на основе анализа процесса создания романа "Семейное счастье")
Приложение. В. Г. Короленко о психологии литературного творчества.) А. Н. Захаров)