В настоящем издании публикуются две работы видного японского философа - марксиста Кодзаи Есисигэ.
"Современная философия" была написана летом 1937 года, в самый разгар войны Японии с Китаем. Данное произведение прежде всего представляет ценный исторический документ, свидетельствующий о борьбе марксистов с идеалистическими течениями буржуазной философии в условиях фашистского режима. Достоинство этого произведения заключается в том, что там исследуются не отдельные философские учения, а прослеживаются общие закономерности развития философии идеализма в эпоху монополистического капитализма. В книге много внимания уделено критике немецкой идеалистической философии, которая оказалась наиболее приемлемой для буржуазной философии Японии.
Содержание.
Сущность современной философии.
1. Эпоха и философия. 2. Философия как созерцание и наслаждение игрой. 3. Начало наступления на материализм. 4. Идеализм немецкого образца. 5. Требования к философской науке. 6. Идеализм американского образца. 7. Прагматизм - философия иллюзий. 8. Японский идеализм после мировой войны. 9. Философия и мировоззрение. 10. Мировоззрение как духовное оружие.
Появление "Заметок о "духе Ямато" (написано в 1969 г.) было вызвано возрождением некоторыми представителями японской буржуазной философии изивших себя идеологических концепций прошлого. В этой работе автор в ретроспективном плане показывает эволюцию лозунгов "Яматодамасии" ("дух Ямато") и "Яматогокоро" ("душа Ямато"), которые до 60-х годов XIX века отражали умонастроения патриотических сил страны, озабоченных нависшей над страной опасностью колониального порабощения великими державами. В конце XIX - начале XX веков происходит становление японского империализма. Основой японской внешней политики становится экспансионистский курс на захват колоний. Японские буржуазные идеологи этого курса взяли на вооружение популярный лозунг "дух Ямато", придав ему в корне противоположное звучание. Автор показывает, как данный лозунг был использован для пропаганды "духовного сплочения", для утверждения особенности японской нации, где якобы нет классического антагонизма, а существует сотрудничество труда и капитала, или, как принято говорить теперь, "труда и управления". Особый интерес представляют те страницы, где автор приводит фактические данные о влиянии голландской науки на развитие естественнонаучной и общественной мысли, которая проникла в закрытую Японию последних лет режима Бакуфу, через единственную "форточку" - порт Нагасаки.
Содержание.
1. "Японский дух" до и после войны. 2. "Дух Ямато" периода Мэйдзи. 3. "Дух Ямато - ученость европейская". Свобода и независимость. 4. Зрелость научного духа. К формированию понятия "материя". 5. "Дух Ямато" в последние годы Токугавского сегуната. Смысл и значение этого лозунга.
Составитель, переводчик с японского и автор предисловия Л.Ш. Шахназарова.
Тираж 10 000 экз.