В книге раскрывается сложный путь идейного развития Ф. В. Й. Шеллинга --- от смелых естественнонаучных обобщений и предвидений до углублений в библейско-христианские пророчества в позднейшей философии религии. Рассматриваются связи его учения с Французской революцией XVIII в., с идеями Фихте и йенских романтиков, с новыми открытиями в науке о природе. Анализируются противоречия философии тождества и позитивная философия Шеллинга как альтернатива гегелизму.
Для историков философии, всех интересующихся историей духовной культуры.
------------------------------ ------------------------------ --------------------
Оглавление
1. Эпоха революционных сдвигов и формирование
натурфилософии Шеллинга........ 3
§ 1. Путь к анализу "объективного"....... 5
§ 2. Естествознание как источник формирования диалектического взгляда на природу.......10
§ 3. Романтизм и натурфилософия........ 23
II. Учение о природе............ 35
§ 1. Природный процесс в целом........ 35
§ 2. Развитие неживой природы........ 39
§ 3. Жизнь. Проблема целостности живой и неживой
природы.............. 45
§ 4. Натурфилософия --- предпосылка анализа самосознания.............. 52
III. Трансцендентальный идеализм....... 57
IV. Философия тождества.......... 78
§ 1. Проблема совпадения субъекта и объекта. Путь
к абсолютному тождеству......... 78
§ 2. Тождество: и синтез противоположностей, и приведение их к "безразличию"........ 91
§ 3. Характер тождества и его пределы...... 98
§ 4. Конкретизация и релятивирование абсолютного 105 § 5. Деконкретизация и абсолютизирование тождества
в Абсолюте............. 115
§ 6. Проблема свободы в системе абсолютного
идеализма.............. 124
V. Позднее учение............. 137
Резюме на англ. языке......... 168