Редкая книга!
В монографии, возникшей на базе одноименного лекционного курса, автор последовательно излагает систему живописного оформления православного храма, основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи. Отдельные главы посвящены происхождению и эволюции форм русского высокого иконостаса, сюжетам страстного цикла, персональным изображениям Иисуса Христа и Богоматери.
Характер изложения, сочетающий строгость стиля и простоту формулировок, а также высокая насыщенность книги фактическим и иллюстрированным материалом делают ее полезной и необходимой самому широкому кругу читателей.
Идея этой книги возникла во время бесед со студентами, изучающими реставрацию памятников древнерусской живописи. Каждый, кто начинает интересоваться русскими иконами, оказывается вовлеченным в мир образов христианского искусства и неизбежно задается рядом вопросов о содержании древних изображений, их символическом значении и правилах, благодаря которым один и тот же сюжет или мотив на протяжении многих столетий остается легко yзнаваемым. Эти знания, естественные для христиан прошлых эпох, в условиях современной светской культуры приобрели некоторый эзотерический, т. е. тайный, характер. Однако знание истории иконографии имеет важное значение не только с общекультурной или историконаучной точек зрения, но и в чисто практическом плане. Реставраторы постоянно сталкиваются с необходимостью датировки икон, определения места их происхождения, опознания разрозненных фрагментов изображения. Без знания иконографии было бы невозможным возрождение фресковых композиций новгородской церкви Спаса на Ковалеве, собранных А. П. и В. Б. Грековыми из тысяч осколков. Иконографическая схема композиции дает основание для научно обоснованных реконструкций в тех случаях, когда в них возникает необходимость.
Настоящий курс ставит своей целью ознакомить будущих реставраторов с основными тенденциями развития главных для древнерусского искусства иконографических типов изображения христианских сюжетов и персонажей в пределах наиболее часто встречающихся тем и символов. Тематика византийского и древнерусского искусства необъятна и включает изображения сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии и других источников. Поэтому нами выбраны христологический и богородичный циклы изображений, составляющие основу системы росписей храма и русского высокого иконостаса, а также ряд изображений наиболее чтимых святых и сюжетов на тему основных христианских догматов.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 7
ВВЕДЕНИЕ 8
ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ 11
СИСТЕМА ЖИВОПИСНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА 16
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА И ФОРМЫ РУССКОГО ВЫСОКОГО ИКОНОСТАСА 22
ИКОНОГРАФИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ СЮЖЕТОВ 26
ИКОНОГРАФИЯ СТРАСТНОГО ЦИКЛА В ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ 51
ОСНОВНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА 73
ОСНОВЫ ИКОНОГРАФИИ БОГОМАТЕРИ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИМЕЧАНИЯ 90
СЛОВАРЬ 93
СПИСО
Дополнительно: Убедительно прошу ДЕЛАТЬ ЗАКАЗ только в том случае, если ЦЕНА представленной у меня книги Вас ПОЛНОСТЬЮ УСТРАИВАЕТ!
УТОЧНЯЙТЕ НАЛИЧИЕ ЛОТА.
ВСЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ ДО ЗАКАЗА!
Для вопросов прошу использовать функцию "Спросить". Она доступна для зарегистрированных пользователей и позволяет задать вопросы об интересующей Вас книге без оформления заказа.