Такие романы, как эта "Аномалия", — про поиски Художником истины в искусстве и жизни и ни о чем больше — сейчас не пишут: в 500 с лишним страниц кирпич, наполовину состоящий из описаний несуществующей музыки, хроника духовной и телесной жизни композитора, помешанного на "метаморфозах гармонии", без каких-либо признаков остросюжетности. Однако скептический иммунитет против романа не вырабатывается. У кого, спрашивается, из прочитавших его язык повернется сказать, что "Аномалия" — "не очень интересная"? Что он не слышит "благоговейного молчания" камлаевского "Платонова"? Что он не видит рук больного отца Камлаева — которые "как сухая вода, как жилетные часы в миске супа"? Что роман не имеет совсем уж никакого отношения к той системе координат, которая задана "Портретом художника в юности", "Доктором Фаустусом" и "Защитой Лужина"? Разумеется, очень странно было бы предположить, что ответ на вопрос, правда ли, что автор, 27-летний Сергей Самсонов, — фигура из того же ряда, что Толстой, Томас Манн, Джойс и Набоков, может быть "да", но попробуйте-ка увидеть верхние этажи этого романа. Шею сломаете — слишком сильно придется голову запрокидывать.
Матвей Камлаев — композитор, "анахронный автор, не совпадающий с настоящим временем", по-видимому, гений (собирательный образ — нечто среднее между Шостаковичем, Маяковским, Шнитке, Штокхаузеном, Курехиным, Каспаровым), чьи "пьесы для четырех вертолетов и струнного квартета", эпатирующие поступки и "гипертрофированная эстетическая брезгливость" идут вразрез с общепринятыми представлениями о норме. Роман состоит из чередования биографических флешбэков с "сегодняшними" эпизодами: у пятидесяти с чем-то летнего Камлаева кризис, он перестает слышать абсолютную, "изначальную" музыку, и связано это с событиями в его личной жизни — жена не может зачать ребенка, он заводит себе другую женщину и т.д.
Это совсем не беллетристика, невиданно беспримесный образец "высокой литературы". В романе нет никакого "сюжетного двигателя"; персональная история Камлаева не спроецирована ни на какой фоновый социальный катаклизм; острота, "актуальность", возможность узнать себя в главном герое — ни на что подобное читателю рассчитывать не приходится. И даже сказать: "Ах, как хорошо Самсонов пишет" — нельзя (то есть даже очень хорошо, да, но не в этом дело) — он пишет не фразами, не абзацами и не эпизодами, а романом; весь роман — одна фраза, потрясающая тем, что у шахматистов называется "истинность позиции", величием замысла, глубиной дыхания, сильными суждениями. Самсонов действительно уникальный писатель, писатель-математик, не нуждающийся в "материале" извне, в "физике"; чтобы выстроить гармонию, ему достаточно воображаемых точек, линий, пропорций, а уж дальше в эту схему может входить "реальность" — как конкретные числовые значения в формулу. Из ничего чудесным образом возникает роман, замкнутое пространство, воздействующее на "идеи", на то, что хотел выразить автор, таким образом, что они оказываются истинными. Лев Данилкин "Афи
Дополнительно: УВАЖАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ!
Прочитайте, пожалуйста, условия покупки перед оформлением заказа.
ДОСТАВКА ПО МОСКВЕ: Встречи в Москве на участке красной ветки метро от ст. 'Юго-Западная до ст.'Чистые пруды или на кольцевых станциях.' от 13.00 по взаимной договоренности. Указывайте, пожалуйста, номер контактного телефона.
Курьерская доставка по Москве осуществляется только после согласования адреса дост... [подробнее]
Дополнительно: Уважаемые покупатели! Если Вы хотите получить заказ почтой, то это значит, что Вы согласны с тарифами почты России по пересылке книги. Вопросы, почему пересылка стоит дорого, не рассматриваются. Адресуйте их, пожалуйста, сотрудникам почтовых отделений. Книги отправляются также Яндекс.Доставкой, СДЕК, Boxberry и другими службами доставки по предоплате