"Такую книгу, как "Рукотворное море", мог написать именно Серафим Николаевич Тачалов, ибо он соединяет в себе знания и огромный опыт ученого с острой наблюдательностью глубокого знатока и любителя природы". Эти слова рыбинского писателя М.А.Рапова, автора известного исторического романа "Зори над Русью", привел автор статьи "Книга о нашем море", опубликованной в газете "Северный рабочий" 15 июля 1982 года, когда книга Тачалова только что была издана Верхне-Волжским книжным издательством.
Далее автор статьи писал: "Она действительно поражает, эта книга, рассказывающая о создании рукотворного Рыбинского моря. В ней – сплав анализа исторических фактов и наблюдения автора, взволнованный рассказ о целесообразности строек первых пятилеток у Рыбинска и Углича… Серафим Николаевич Тачалов лично участвовал в сооружении Рыбинского гидроузла, а потом многие десятилетия проработал гидрологом, проводя исследования на молодом море. Его работу в Рыбинской гидрометобсерватории имени Рыкачева прервала только Великая Отечественная война, по дорогам которой он прошел до самого Берлина и вернулся к своему морю с тремя боевыми орденами… Такая книга давно была нужна нам. Она – еще одно напоминание о необходимости охранять и преумножать богатства природы".
Кроме последнего замечания, что книга, написанная во славу Рыбинского водохранилища, способна напомнить "о необходимости охранять и преумножать богатства природы", можно согласиться с автором статьи: Тачалов действительно проделал огромную, вызывающую уважение исследовательскую работу, привлек большой исторический материал. Так, им был сделан подробный обзор истории создания в России "рукотворных рек", начиная с неудачной попытки соединить Волгу с Доном при Петре Первом и построенной при нем же Вышневолоцкой системы, соединившей Волгу с Невой.
Здесь же автор рассказывает, как в 1910 году на совещании ученых по вопросу создания ГЭС на Самарской луке на трибуну поднялся управляющий графа Орлова-Давыдова и заявил, что "граф ни в коем случае не позволит воздвигать на своих исконных землях такие сумасшедшие постройки".
"Так частная собственность на землю оказалась тормозом в развитии энергетики и судоходства в предреволюционной России, – пишет С.Н.Тачалов. – Для решения таких вопросов было нужно изменение социальных условий в стране".
"Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять…" – так называется следующая часть публикации с подзаголовком "Из интервью начальника Волгостроя Я.Д.Рапопорта".
Дополнительно: 1. Стоимость пересылки бандероли почтой России (вес до 500 гр) по России от 100 до 140 рублей
2. Стоимость пересылки бандероли почтой России (вес от 500 гр до 1000гр) по России от 150 до 250 рублей.