В работе исследуются онтологические основания "теории" и "театра", их зависимость от способов утверждения "Представления" в наличном мире. В явном виде приводятся три свидетельства - "поэтическое", "лингвистическое", "эпистемологическое" - в пользу возникновения Представления как онтологического способа связи человека и мира. Последовательно, предметом рассмотрения оказываются "теория" и "театр" в античности - "амфитеатр", "теория-театр-коробка" в Новое время и "теория-театр-трансформер" в современную нам эпоху. Показано, что каждая новая форма утверждения "теории" и "театра" оказывалась следствием истощения конкретной религиозной связи человека с миром. Выявляются религиозные, эпистемологические и методологические основания всех трех типов "теории" и "театра". Показано, что всякий театр есть "оптический прибор" Представления.
В работе формулируется проблема "конца эпохи торжества Представления", рассматриваются возможные пути ее решения и связанные с этим угрозы.
Для методологов науки, философов, теоретиков и историков театрального искусства, а также для всех, кто интересуется трансформациями представления в европейской культуре.