Эта книга - первая публикуемая на русском языке монография о творчестве замечательной русской художницы Ольги Владимировны Розановой. Впервые во всем многообразии представлены многочисленные произведения художницы - живопись, графика, книжная иллюстрация, произведения прикладного искусства.
Родилась 22 июня (4 июля) 1886 года в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. С 1897 года жила во Владимире. Окончила в 1904 году гимназию. В 1906 году поступила в Училище живописи и скульптуры А.П. Большакова, с 1907 по 1910 занималась в Школе рисования и живописи К.Ф. Юона и Н. П. Ульянова. В 1911 переехала в Петербург и там поступила в художественную школу Е.Н. Званцевой. Среди ее преподавателей были Мстислав Добужинский, Леон Бакст и Кузьма Петров-Водкин. Тогда же произошло ее знакомство с художниками объединения "Союз молодежи" Николаем Кульбиным, Михаилом Матюшиным, Еленой Гуро.
Примкнув к ним, Розанова активно включилась в работу - участвовала в многочисленных выставках объединения, в том числе "Левые течения", "Трамвай", "0. 10", а в 1913 году опубликовала в теоретическую статью "Основы Нового Творчества и причины его непонимания" в третьем сборнике "Союза молодежи", где также были напечатаны несколько ее литографических гравюр. Вскоре она познакомилась с поэтами-футуристами Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых, высоко ценившими ее талант. Вместе с Павлом Филоновым и Иосифом Школьником работала над оформлением театральной постановки трагедии Маяковского "Владимир Маяковский". Особенно тесные личные и творческие отношения ее связывали ее с Алексеем Крученых, который в 1913 году выпустил книгу своих стихов "Возропщем" с посвящением "Первой художнице Петербурга О. Розановой". В дальнейшем она оформила немало книг Крученых, написанных им как в соавторстве с Велимиром Хлебниковым, так и самостоятельно. Также ее работы печатались во многих других изданиях футуристов, в том числе в сборнике "Рыкающий Парнас" (1914) и альманахе "Стрелец" (1915). Под влиянием "заумной поэзии" Крученых и Хлебникова, Розанова начал писать стихи, которые впоследствии публиковались в некоторых сборниках.
Работавшая на протяжении нескольких лет в жанре кубизма, Розанова со временем пришла к супрематизму Казимира Малевича и в 1916 году вступила в образованное им общество "Супремус", в которое также вошли Любовь Попова, Иван Клюн, Михаил Матюшин, Иван Пуни, Ксения Богуславская и ряд других художников. В 1916 и 1917 годах участвовала в выставках объединения "Бубновый валет". В 1917 году наряду с другими художниками была представителем Временного совета Профессионального союза художников, работала над разработкой его устава. В последние годы жизни Розанова создала свой индивидуальный вариант беспредметного искусства - "цветопись", в котором основной акцент делался на декоративный, цветовой аспект живописи, зачастую отделяя цвет не только от предмета, но и от плоскости.