Содержание:
Том 1 Grundproblem: Наум Клейман - Проблема Эйзенштейна. Метод. Магия искусства. Предмет неистощимый. Grundproblem. Сдвиги во времени. Содержание формы.
Том 2 Тайны мастеров: Орфей как синтез Аполлона и Диониса. История крупного плана. Чародею грушевого сада. Чет-нечет. Раздвоение единого. Воплощение мифа. Charlie the Kid. Дисней. MLB (Образ материнского лона). Pro domo ыua (Заметки и наброски): К исследованию "Grundproblem". К исследованию "История крупного плана". Заметки о линии и орнаменте. К Этюду "Чет-нечет". К статье "Воплощение мифа". К статье "Charlie the Kid". К исследованию "Дисней". На тему "MLB" (Образ материнского лона).
Воздействие произведения искусства строится на том, что в нем происходит одновременно двойственный процесс: стремительное прогрессивное вознесение по линии высших идейных ступеней сознания и одновременно же проникновение через строение формы в слои самого глубинного чувственного мышления. Полярное разведение этих двух линий устремления создает ту замечательную напряженность единства формы и содержания, которая отличает подлинные произведения искусства... В неразрывном единстве этих элементов чувственного мышления с идейно-сознательной устремленностью и взлетностью - искусство единственно и неподражаемо среди тех областей, которые для соотносительного анализа приходится привлекать к сравнительному разбору. Нападкам критики моя концепция не подверглась сразу. Уж очень много было приведено всякого мало-общеизвестного материала. Лягать меня стали позже. Понадобилась неудача 'Бежина луга', чтобы заодно ударить копытом и по теоретическим положениям автора картины, попавшей в беду... Сейчас я гляжу на эти высказывания 1935 года и не могу не повторить слова Лютера: 'Видит Бог, здесь я стою - иначе я не могу'. С.М.Эйзенштейн 1943 'В 1932 году я собирался приводить в порядок свои теоретические материалы для книги (15 лет я продолжаю собираться) - где-то у меня записано: я мечтал бы сделать шаровидную книгу - ибо у меня все соприкасается со всем и все во все переходит. Единственная форма, способная удовлетворить это, - это шар. С любого меридиана в любой меридиан - возможно перескальзывать. До сих пор тоскую по этой форме книги - и сейчас, быть может, больше, чем когда-либо'.
Сергей Эйзенштейн