"Есть почтенная традиция: доверять композитору. Приводить его высказывания о собственном творчестве как истину в последней инстанции. Признавать всю его музыку удачной. Тот, о ком пишешь, всегда прав - хотя бы потому, что описывающий, как ни крути, паразитирует на теле описываемого. Презумпция правоты есть в немалой степени благодарность исследователя объекту исследования за его, объекта, существование. Этой традиции никак не меньше двухсот лет.
Есть и другая традиция: проверять, а не доверять. Не принимать слова композитора за чистую монету. По возможности сводить его с пьедестала. Такому подходу от силы лет сто. И все эти сто лет в России его старались не замечать.
Но даже на фоне этой менее почтенной (и гораздо менее почтительной) традиции Луи Андриссен и Элмер Шенбергер держатся наособицу. Да и как иначе, оба они - коллеги Стравинского. Андриссен - композитор full time career, "на полную жизненную ставку". Более того, он самый известный голландский композитор нашего времени. Шенбергер в основном - музыковед, эссеист, писатель о музыке. Но и он тоже активно сочиняет, хоть и не достиг известности своего соавтора. Перед нами два блестящих музыкальных мыслителя-практика, один из которых еще и мощный литератор.
Они приступают к творчеству Стравинского безо всякого пиетета. Решительно рвут историческую дистанцию, входят в клинч с предметом исследования. Не принимают на веру никаких авторитетных свидетельств - в том числе и от самого Стравинского. Даже самый придирчивый исследователь, желающий докопаться до правды, в конце концов останавливается перед доказанным фактом. Соавторы "Часов Аполлона" идут дальше и в конце концов упираются в нотную страницу. (Как выразился Васисуалий Лоханкин, "я это сделал не в интересах правды, а в интересах истины".) По убеждению авторов, истина не растет из исторической правды".
(И.Лесковская, Б.Филановский. Из предисловия к русскому изданию книги "Часы Аполлона. О Стравинском")