О начале брожения в умах бурят-скотоводов, о медленном, но неотвратимом пробуждении их сознания, которое должно было продираться через громадную толщу вековых предрассудков и невежественных представлений, обусловленных засильем ламаизма и всего феодально-кочевого уклада жизни, – обо всем этом обстоятельно, с привлечением обширного социально-исторического материала повествует в своем произведении Д. Батожабай. Самой примечательной особенностью трилогии является стремление показать жизнь народа в переплетении с историческими событиями, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к Бурятии. Политические устремления различных правительств, дипломатические ходы и интриги, будто бы не имеющие никакого отношения к жизни бурята-бедняка, неумолимо втягивают его в орбиту истории и вместе с конкретными обстоятельствами его частной жизни оказываются решающими в его судьбе. В этом плане судьба главного героя произведения Аламжи предстает перед читателем как жизнь человека "случайно оказавшегося на дороге истории" (Герцен) и вовлеченного в водоворот событий, чуждых и непонятных ему, но в известной мере зависящих и от его усилий. Подобный подход к решению темы и нов, и смел, и интересен.