Фомa Аквинский (Thomas Aquinas, 1225—1274) — первый схоластический учитель церкви, "princeps philosophorum" ("князь философов"), основатель томизма; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268-1272 гг., в течении которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он умер в монастыре Фоссанова по пути на церковный совет в Лион. Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" ("Сумма философии"), дискуссии по теологическим и философским проблемам ("Дискуссионные вопросы" и "Вопросы на различные темы"), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на "Сентенции" Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную "Книгу о причинах", а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. "Дискуссионные вопросы" и "Комментарии" явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающееся комментариями.
Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.
Из алхимических сочинений наиболее известны:
"De Lapide Minerali, animali & plantali, tractatus". "Theatrum Chemicum", Argentorati, 1659-1661, Tomus III, p.276, "Liber lilii benedicti". "Theatrum Chemicum", Argentorati, 1659-1661, Tomus IV, p.960, "Secreta Alchemiae Magnalia: de corporibus supercoelestibus, quod in rebus inferioribus inveniantur, quoque modo extrahantur". "Theatrum Chemicum", Argentorati, 1659-1661, Tomus III, p.267, "Secrets d'Alchimie", "Summa theologiae" ("Сумма теологии") "Tractatus sextus de esse et essential Mineralium tractans". "Theatrum Chemicum", Argentorati, 1659-1661, Tomus V, p.806, "Traité de la Pierre philosophale".- Bibliothéque rosicrucienne, serie I, Paris. 1898, № 6.