В книге собраны наиболее значимые для психологической науки и практики работы одного из ведущих отечественных специалистов в области дифференциальной психологии. Здесь представлены труды, посвященные проблемам профессиональной пригодности в зависимости от основных свойств нервной системы человека, изложено авторское видение проблем изучения личностного и умственного развития школьников посредством нового вида критериально ориентированных тестов, а также рассматриваются перспективы использования разработанных методик для организации обратной связи в учреждениях образования.
Содержание:
Часть 1. Психофизиологические основы профессиональной пригодности
Раздел 1. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы
Введение
1.1. Профессиональные требования и их изменения
1.2. Профессиональная пригодность и тесты
1.3. Два типа профессиональной пригодности
1.4. Абсолютная профессиональная пригодность (профессии первого типа)
1.5. Относительная профессиональная пригодность (профессии второго типа)
Раздел 2. Психофизиологические предпосылки формирования профессионального мастерства в двух типах профессий
2.1. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения
2.2. Некоторые психофизиологические вопросы формирования оператора
2.3. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии
Часть 2. Психология и психофизиология индивидуальных различий
Раздел 1. Проблемы психического проявления основных свойств нервной системы
1.1. Проблема развития дифференциальной психофизиологии
1.2. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения
Раздел 2. Природа индивидуально-психологических различий и проблема их стабильности/изменчивости
2.1. Проблема общего и дифференциального в психологической диагностике
2.2. О надежности психофизиологических показателей
2.3. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий
2.4. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики
Часть 3. Проблемы психологической диагностики
Раздел 1. Основные требования к конструированию и проверке психологических тестов
1.1. Надежность психологических тестов (опыт психологической интерпретации)
1.2. Статистика - аппарат доказательства психологической диагностики
Раздел 2. Влияние культуры на психологическое тестирование
2.1. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых
2.2. Тесты интеллекта в психологии
Раздел 3. Концепция социально-психологических нормативов и диагностика умственного развития
3.1. Психологическая диагностика и законы психологической науки
3.2. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления
3.3. Возможности коррекции в методиках психологической диагностики
3.4. Некоторые вопросы разработки методик диагностики умственного развития
3.5. Вопросы организации психологической обратной связи в системе образования
3.6. Проблемы развития совр