Книга посвящена интереснейшему и наименее изученному периоду в истории искусства нашей страны - до порабощения ее монголо-татарами, когда начала утверждаться культура, воспринятая Русью от Византии. Автор предлагает обобщающее концептуальное исследование темы, кардинальные представления о которой оказались во многом утраченными в ХХ столетии. Здесь собраны и систематизированы зачастую малоизвестные сведения о памятниках архитектуры, иконописи, монументального искусства и миниатюры, максимально полно освещены накопленные знания по связанным с ними проблемам, открытиям, новым методам изучения. Важное место отводится анализу стилей, отражающих картину не только бытовой, но и духовной жизни народа, его нравственные установки, которые приобрели в восточно-христианском мире огромное значение. Особое внимание уделено своеобразию созданных в эту эпоху памятников, способных соперничать с лучшими произведениями искусства Византии и средневекового Запада.