К работе над романом "Собор Парижской богоматери" В.Гюго приступил в конце июля 1830 года. Но революционные события 1830 года прервали эту работу, во многом изменив взгляды писателя.
Отличительная особенность эпохи, изображенная в романе, состояла в том, что французская монархия в лице Людовика XI (1461-1483) проводила политику централизации государства, опираясь в своей борьбе против крупных феодалов на средние и низшие слои дворянства. Произвол власть имущих самым тяжелым бременем - непосильными налогами - ложился на крестьян.
По своему строю роман глубоко враждебен католицизму. Через зловещую фигуру Клода Фролло можно различить черты фанатичных приверженцев католицизма - современников Гюго.
Особенность исторической эпохи автор передает методом контрастных характеристик действующих в романе лиц. Именно поэтому прелестная Эсмеральда противопоставлена мрачному фанатику Клоду Фролло с одной стороны, и безобразному Квазимодо - с другой.
Пер.с фр. Н.Коган.
Оформление художника Е.Ракузина.