По свидетельству современников, Вильгельм Штекель (1868-1940) - пациент, а затем один из наиболее талантливых последователей Фрейда - был первым, кто использовал термин "Танатос" для обозначения влечения к смерти, который в последующем приобрел более широкое содержание и в настоящее время применяется в психоанализе для обобщенной характеристики любых деструктивных (саморазрушительных) тенденций.
Книга профессора С. В. Рязанцева посвящена иенно этой теме - теме смерти и представляет собой прекрасное историко-культурологическое исследование, заслуживающее самой высокой оценки.
В книгу также включены две работы Фрейда: малоизвестная "Мы и смерть" и две главы из широко известной "По ту сторону принципа наслаждения". Идеи Фрейда не были для него отвлеченным теоретизированием. Он жил ими. В равной мере, а скорее - даже в большей, нежели к Эросу, это относится и к идее Танатоса. Об это свидетельствует, в частности, глубоко пуританский образ жизни Фрейда, где практически не оставалось времени и места для Эроса. Но особенно ясно это показали его последние, наиболее мучительные годы жизни, избранный им способ ухода и завещание относительно своего праха.
Содержание.
Влечение к смерти. Предисловие академика М. Решетникова.
З. Фрейд. Мы и смерть.
З. Фрейд. По ту сторону принципа наслаждения.
Сергей Рязанцев. Танатология - наука о смерти.
- "Momento mori". - Смерть клиническая и биологическая. - Право на легкую смерть. - Опыт смерти, или те, кто вернулись. - Живой труп. - Погребение заживо. - Свидетельствует труп. - Нетленные мощи. - Мумия в мавзолее. - Погребальные обряды первобытных племен. - Так завещал Заратуштра. - Огненное погребение. - Смиренное кладбище. - Традиции Востока. - Искусство эпитафии. - Казнить... покойника. - Проклятие фараонов. - Злые мертвецы. - Голоса из загробного мира. - Мафусаилов век. - В поисках эликсира бессмертия. - Переселение душ. - Елисейские поля и райские сады Эдема