Олег Юрьев (1959–2018) - выдающийся русский поэт, представитель последнего поколения неподцензурной литературы. В двухтомнике впервые собрано воедино его поэтическое наследие. В творчестве Юрьева раскрываются неизведанные возможности русского языка, прошлое поэтической культуры смыкается с будущим. Мир, в котором существует его поэзия, - мир краха утопии.
Вклад Юрьева в современную русскую культуру велик и разнообразен. Его романы и книги очерков стали важным явлением литературы 1990–2000-х годов. Его пьесы идут во многих российских и европейских театрах. Его статьи порождали плодотворные дискуссии. В 1980-х годах он вместе с друзьями основал в Ленинграде литературный проект "Камера хранения", который в разных формах продолжался до 2015 года и был важной частью поэтического ландшафта последних десятилетий. Юрьев много сделал для возвращения в наше культурное сознание забытых имен русской литературы XX века и привлечения внимания к творчеству талантливых авторов новых поколений.
С 1991 года Юрьев жил в Германии, писал также по-немецки. При жизни выпустил 16 книг на русском и 13 на немецком языке (стихи, проза, эссе, пьесы). Его произведения переведены на многие языки. Он стал лауреатом премии имени Хильды Домин (2010); премии журнала "Звезда" (2012), премии журнала "Новый мир" (2013), премии "Различие" (2014); поэтической премии ANTHOLOGIA журнала "Новый мир" (2016); Русской премии (2017).
"Бывают поэты-алхимики, а тут впервые, может быть, поэт - не алхимик, управляющий смешением и разделением, умиранием и рождением элементов ради философского камня, а сам - этот подопытный мучимый элемент". Елена Шварц
"Новаторство Юрьева (а он новатор) парадоксально: его стихи - по всем признакам возрожденная архаика, но работают они как действенная - а значит сегодняшняя, новейшая - лирика". Михаил Айзенберг
"Стихи невероятного формального блеска и мастерства, стихи горя, стихи нелегкомыслия: они мерцают, как крошки, в лесу, в котором мы, его читатели, остались сейчас бродить, кажется, что без смысла. Однако путь сохранен им для нас: можно читать эти невероятные светящиеся, звучащие скопления звуков, трогать их губами: надежды нет, но и смерти нет тоже". Полина Барскова
стихи, поэзия, Олег Юрьев, неподцензурная литература, ленинградская поэзия, современная поэзия