В центре внимания авторов настоящего труда – смысл спора "классика – современность" по вопросу о статусе и природе сознания. На примере некоторых современных школ (философии жизни, феноменологии, экзистенциализма, психоанализа, герменевтики, витгенштейнианских подходов) показывается постепенный отход западной философии от концепции самосознательного субъекта и трансцендентальных методов анализа сознания, характерных для классического рационализма, и переход на позиции своеобразной онтологии сознания, приведшей к существенным изменениям в понимании не только сознания и субъективности, но и человеческой реальности в целом.
Содержание.
1. В.А. Подорога - Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф. Ницше);
2. А.Б. Зыкова - Концепция "жизненного разума" Х. Ортеги-и Гассета;
3. И.С. Вдовина - Сознание и личность во французском персонализме.
4. Н.В. Мотрошилова - Анализ "предметностей" сознания в феноенологии Э. Гуссерля;
5. А.А. Рубенис - Телеологизм гуссерлевской концепции сознания;
6. В.И. Молчанов - Гуссерль и Хадеггер: феномен, онтология, время;
7. А.А. Михайлов - Проблема субъективности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера;
8. Т.М. тузова - Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме;
9. Т.А. Кузьмина - Концепция сознания в экзистенциализме Сартра;
10. М.С. Козлова - Размышления о феноменах сознания в работах позднего Л. Витгенштейна;
11. Н.С. Автономова - Концепция сознания в структурализме;
12. М.М. Кузнецов - Проблема сознания в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера;
13. Т.А. Клименкова - Бессознательное как горизонт сознания в структурализме М. Фуко.