В методической литературе шестидесятых годов прошлого века появилось немало интересных пособий и статей, методических разработок по проблеме изучения фразеологии в школе. Одной из таких работ является книга С.Г. Гаврина "Изучение фразеологии русского языка в школе", в которой автор намечает одну из важнейших задач развития речи - "расширение активного фразеологического запаса путем перевода фразеологических единиц из пассивного запаса в активный". С.Г. Гаврин выявляет следующие ошибки учащихся: неправильное понимание или непонимание значения фразеологизма; искажение фразеологизма, как следствие непонимания его значения или образного содержания; игнорирование стилистической окрашенности фразеологизма; буквальное понимание значения отдельных метафорических компонентов. Самой распространенной ошибкой он считает расширение фразеологических связей слова, фразеологически ограниченного, т.е. способного сочетаться с одним, двумя или несколькими словами. С.Г. Гаврин говорит о необходимости "воспитания у учащихся постоянного внимания и интереса к фразеологии русского языка". Это положение автора особо актуально для учителей начальной школы. Развивая эту мысль, ученый отводит большую роль изучению пословиц и поговорок, устойчивых народных сравнений и крылатых выражений, предлагает такие приемы работы с этим фразеологическим материалом, которые могут быть использованы и в начальной школе. На уроках литературного чтения и развития речи С.Г. Гаврин предлагает знакомить учащихся с этимологией некоторых устойчивых выражений и приводит пример беседы об источниках происхождения фразеологизмов. С целью показать учащимся, какую большую роль играют фразеологизмы в речи, автор считает необходимым в процессе чтения художественных текстов выявлять "основные функции фразеологических единиц: 1) функцию образного изображения, 2) функцию эмоционального воздействия, 3) функцию лаконизации речи, 4) функцию широких жизненных обобщений".
"Важной формой прочного усвоения устойчивых сочетаний является", по мнению автора, "индивидуальная фразеологическая работа", а именно ведение карманных словариков, в которые учащиеся заносят не только новые или трудные для них слова, но и "фразеологические единицы с кратким определением их значения, происхождения". Предложены в этом пособии и некоторые приемы развития у учащихся навыков употребления фразеологических единиц. Наиболее интересной является такая форма работы, как сочинение по пословице или изложение на определенную тему с заданием включить в речь предложенную группу пословиц и поговорок. На важность такого вида работы указывал еще Л.Н. Толстой, который описал проведение детского сочинения по пословице "Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", показав, что дети проявляют самостоятельность мысли, а вся работа в целом оказывает прекрасное воспитательное влияние.
Дополнительно: При заказе от 1500 р. отправка Почтой России бесплатно.
При заказе от 5000 р. разовая скидка 15% и отправка Почтой России бесплатно.
За пределы РФ книги не высылаю
Встречи по договоренности исключаются.