"Обращусь к сборнику критических статей о творчестве поэтов разных регионов и разных поколении, представляющих живой литературный процесс. Автор - известный поэт Илья Фоняков ("Письма о поэзии другу в Иркутск" 1984 год). Сегодня я обращаюсь к нему потому, что именно от него получил всесоюзную литературную растиражированную трепку. Как получили ее поэты Михаил Вишняков, Борис Макаров, Василий Козлов, Анатолий Кобенков и многие другие, чьи имена сегодня хорошо известны в литературном мире. Замечу, что больше всех досталось Михаилу Евсеевичу, критика прямо-таки зубодробительная. И еще замечу, что на сегодня в литературе остались лишь те фамилии сибирских поэтов, которыми критика была воспринята правильно, кто сумел поставить слова критика выше своей обиды, выше своих амбиций. А ведь в статье было упомянуто много талантливых имен - где они теперь?
Процитирую некоторые мысли Фонякова. "…Одно дело - сознательная учеба у мастеров, не у всех без разбора, а у тех, кто ближе и роднее. Это необходимый этап к определению собственного лица. Другое дело, когда воображению предстает некий магазин, вроде "Юного техника", где в отдельных отделах и отсеках продаются готовые стихотворные блоки разного достоинства. Где-то в темном углу кучей свалены давно списанные "голубая весна", "волшебная сказка", "разбитое сердце", "пурпурный закат", "буря страсти" и еще много замшелых эпитетов, метафор и сравнений. Сюда наведываются лишь самые наивные бедолаги-авторы и уносят свою добычу охапками: стоит недорого, продается на вес. Порой зайдет, правда, чудаковатый мастер, постоит грустно над грудой отверженного стихостроительного материала, пороется в ней, найдет что-то совсем уж позабытое, протрет, вставит в неожиданный, свежий контекст, заставит играть новыми гранями на радость всем нам. Но это бывает не часто. В соседних отделах пыли поменьше, блоки подороже, не оптом, а поштучно: "костров рыбацких пламя", "любимой робкие слова", "всех свершений колыбель" да и сам образ моряка, целующего родной берег, - это оттуда. Как, впрочем, и "темные кроны тополей", и "звонкий воздух" осени. Это уже не всякому доступно: чтобы пользоваться этими блоками, надо иметь определенный уровень литературной грамотности, определенную умелость. В этот отдел, случается, забежит и серьезный стихотворец, схватит что-нибудь подходящее для заполнения пустоты в строке - рядом с подлинными свежими находками эти блоки еще способны кое-как нести службу, выполняя роль "соединительной ткани". Прибегать к этим блокам не считается зазорным, редактор не подчеркивает их красным карандашом, и в этом их опасность…"
В.А Вьюнов