Разгром в прессе оперы Владимира Мартынова "Vita Nova" подготовил на редкость благоприятную почву для философской полемики о месте музыки в современном культурном контексте. Композитор ставит под прицел современную музыкальную ситуацию в целом, показывая, что в пространстве культуры потребления не действуют законы эпохи произведений и их творцов. Между тем как академические музыканты продолжают создавать полную иллюзию жизни там, "где жизнь невозможна по определению", а вездесущие журналисты, гордо называющие себя "экспертами", оказываются неспособными дешифровать скрытые в рецензируемых творениях культурные коды и воспринимать очевидное - неизбежность наступления новой жизни.
Музыка, по Мартынову, есть самоисследование. Исчерпанность эстетики авторства и музыкальных форматов прошлого приводит его к мысли о создании принципиально новой дисциплины - музыкальной автоархеологии, т. е. археологии своего "Я" через музыку и археологии музыки через свое "Я".