Хавьер Субири (Xavier Zubiri, 1898-1983) – выдающийся испанский философ, создатель ноологии – особого "метафизического" варианта феноменологической философии. В начале своей философской биографии опирался на идеи Гуссерля; автор первого в Европе исследования о Гуссерле, написанного не на немецком языке. На зрелом этапе творчества пришел к осознанию недостаточности как гуссерлевского идеализма, так и хайдегеровской герменевтики. Собственным делом Субири стало радикальное переосмысление основных понятий феноменологии и всей традиции европейской философии в контексте принципиально нового понимания того соответствия, которое устанавливается между интеллектом и вещной реальностью.
"Чувствующий интеллект" - главный труд Субири, опубликованный в последние годы жизни философа (1980-1983). Включает в себя три исследования: "Интеллект и реальность", "Интеллект и логос", "Интеллект и разум".
Суть этой работы сам автор суммировал следующим образом: "Человеческое постижение формально есть чистая актуализация реального в чувствующем интеллекте".
"Интеллект и логос" - вторая часть трилогии испанского философа Хавьера Субири "Чувствующий интеллект". Со времен Парменида философия пыталась разрешить проблему отношения между интеллектом и реальностью в пункте, составляющем главную тему этого тома: в "логосе", классическим выражением которого является "суждение". Субири решительно противостоит этой традиции, ведущей, по его мнению, к формально-логицистскому пониманию того, каким образом человек постигает реальность. Сам Субири отстаивает первенство чувствующего постижения перед логосом. Как было показано в первом томе трилогии (Х. Субири, Интеллект и реальность. Изд-во ИФТИ, 2006), первичное постижение реального актуализирует вещи, поскольку они "реальны". Логос же представляет собой последующий ("позднейший") модус постижения, позволяющий выразить то, чем эти реальные вещи являются "в реальности". Развитию этой центральной идеи посвящена вторая часть трилогии.
"Интеллект и разум" - третья, заключительная часть трилогии испанского философа Хавьера Субири "Чувствующий интеллект". Тема этой последней части - разум как фундаментальный модус постижения, реализуемый в форме познания. По убеждению Субири, классическая европейская философия основывается на двух базовых отождествлениях: отождествлении постижения с познанием и познания с наукой. Субири опровергает оба тождества и разрабатывает свою концепцию познания как рационального постижения, которое вписывается в неизмеримо более широкое понятие чувствующего интеллекта. В этой концепции разум понимается как постижение глубинной реальности вещей, которая, будучи взята как целое, образует мир.