Иконостас принадлежит к числу самых значительных явлений восточнохристианской культуры. Когда мы говорим о нем, то вспоминается прежде всего широко известная статья священника Павла Флоренского "Иконостас". Однако эта статья представляет собой скорее богословско-поэтическое эссе и не опирается на конкретные исследования.
До революции было издано несколько серьезных научных работ, посвященных иконостасу. Но это было лишь началом исследований. И вот перед нами огромный том, в который включено 28 статей российских и американских ученых. Его трудно прочитать от корки до корки. Но как справочник, своего рода энциклопедия современной научной мысли в своей области он незаменим. Здесь собраны замечательные исследования о византийской алтарной преграде, о русском высоком иконостасе и т.д.
Обращает на себя внимание статья А. М. Лидова "Византийский антипендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса". Лидов выдвигает интересную, хотя и спорную гипотезу о происхождении иконостаса из отдельной иконы. В содержательной статье Л. А. Щенниковой "Древнерусский высокий иконостас XIV – нач. XV века: итоги и перспективы изучения" говорится о самом плодотворном времени в русском церковном искусстве – эпохе Феофана Грека и Андрея Рублева. До сих пор не закончены споры, сгорел ли иконостас их работы в Благовещенском соборе Кремля и какой иконостас стоит там сейчас. Трудно, да, наверное, и не нужно пересказывать в краткой рецензии все статьи сборника. Хотелось бы обратить внимание только вот на что. Эта книга полезна не только любителям старины и искусствоведам, но и тем церковным исследователям, которые пытаются вновь ответить на "вопрос иконостаса", поставленный в свое время Л. А. Успенским: что же такое иконостас – перегородка, загораживающая алтарь от глаз верующих? Или он действительно "окно" в мир небесный?
На эти вопрошания Успенский ответил однозначно: "окно". Утверждение, надо полагать, несколько одностороннее. Здесь требуются дальнейшие разработки, плодотворные идеи, которые, как правило, рождаются в открытой, творческой, а не полемической атмосфере.
В сборнике "Иконостас" полемика идет внутри научных тем: происхождение, формы, элементы, датировки. Ее результаты позволят более основательно поставить проблему иконостаса, которая по-прежнему актуальна для многих верующих. Особенно сейчас, когда за короткий срок появились тысячи вновь открытых храмов, в большинстве из которых были немедленно возведены фанерные перегородки с репродукциями или наспех написанными иконами. Стоит ли сейчас, при разрыве традиций иконописания, еще не восстановленных в полноте, спешить возводить высокий иконостас? Ведь многие столетия церковь жила при одноярусной алтарной преграде, причем чаще всего сквозной – с небольшими иконами на ней. Иконостас эпохи Рублева тоже был не пятиярусным. Так что дискуссия об иконостасе по сути своей совсем не академическая.