Эта книга посвящена изобразительному искусству и архитектуре эпохи классицизма и романтизма. Богатство и многообразие художественного творчества в период между рококо и реализмом, конечно же, не исчерпываются только этими двумя стилями. Но именно они являются основными для периода с 1750 по 1848 гг.
Зарождение классицизма в середине XVIII века было очередной попыткой заново осмыслить искусство и архитектуру классической античности на основе археологических открытий. Раскопки в Геркулануме (с 1711 года) и Помпее (с 1733 года), труды по теории искусства и архитектуры, а также работы И.И.Винкельмана, М.А.Лежье, И.Ф.Блонделя явились катализаторами этого процесса. В противовес барокко и рококо с присущим им изобилием декора, классицизм выступал как пуританское искусство строгих форм. Архитектура классицизма, на которую особое влияние оказали работы Андреа Палладио (1508-1580 гг.), довольно рано начала развиваться в Англии. В живописи первым программным произведением классицизма принято считать фреску А.Р.Менгеса "Парнас" (вилла Альбани в Риме, 1761 г.). Во Франции самым значительным представителем классицизма был художник Жак Луи Давид, запечатлевший на своих картинах историю Великой французской революции. Среди его многочисленных учеников были столь разные художники как Жан Огюст Доминик Энгр и Эжен Делакруа.
Романтизм - понятие довольно широкое и относится, прежде всего, к духовной позиции личности. Сам термин был позаимствован примерно в 1800 году из литературоведения, где использовался для характеристики определенной эпохи.
О широком понимании романтизма свидетельствует разнообразие творчества таких художников как Иоганн Генрих Фюссли, Джон Констебль, Уильям Тернер, Уильям Блейк, Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Эжен Делакруа и Франсиско Гойя. Данное издание охватывает период времени вплоть до конца первой половины XIX века, в книгу включены работы назарейцев и художников позднего романтизма.