Эта, одна из моих любимых книг, была написана в те времена, когда я только начинал свою творческую деятельность в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества на кафедре реставрации живописи, будучи ее создателем и заведующим. Академия была молодая, учебный процесс в ней только-только начинал созревать. Вот и я, создавая новую кафедру и пытаясь как-то утвердиться, писал статьи по технологии живописи, книги и читал лекции студентам разных факультетов. В то время, просиживая в библиотеках и архива, корпя над опытами в условиях обычной мастерской, я по крупицам собирал информацию о материалах живописи и в то же время оттачивал свое художественное мастерство. В те далекие времена были написаны и другие книги - по грунтам для живописи и краскам. Мне приходилось очень много трудиться как художнику-станковисту в технике масляной живописи и в качестве экспериментатора.
Статьи настоящей книги представлены в одной последовательности: история, природа материала, использование его в живописи, комментарии. Я старался излагать материал как можно проще, избавляя читателей от лишней сложной художественной и технической терминологии и химических формул. Правда, не всегда мне это удавалось.
Порой мне кажется, что пелена, - завеса времени покрыла пройденный мною путь с той поры, как была написана эта книга. За это время я приобрел опыт художника-практика и художника-технолога, специализируясь в области материалов живописи. Кажется, пришла пора редактировать книгу. Последнее время меня все больше интересовали не сам процесс живописи, а ее глубинная, исследовательская сторона. Появилось много новой информации, догадок и предположений.
Взявшись за редактирование книги, понимая, что этот материал может быть необходим также и художникам-реставраторам, и музейным работникам, и историкам живописи, я ввел в книгу много добавлений, расширил терминологию, в том числе и химическую.
В книге представлены отдельные виды материалов живописи, употребляемые как ранее, так и сегодня, их связь между собой, а также многие забытые рецепты, восходящие к разным историческим периодам, которые в настоящее время уже не используются в живописи.