Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии.
Монография посвящена одной из весьма сложных проблем, привлекающих всеобщий интерес, - взаимосвязи знаний о психике и наук, изучающих информацию.
Ряд оснований позволяет предположить, что к теории информации весьма близка психология, изучающая одну из высших форм преобразования информации в материальных системах, а именно в сложных системах живой природы.
Идея перекрестного обмена знаниями, добытыми при исследовании природы информации и природы психики, уже сама по себе содержит в явной форме два аспекта рассмотрения вопросов:
- 1). использование достижений психологии в познании закономерностей движения информации;
- 2). использование достижений теории информации в исследованиях психической деятельности.
Однако в этой же идее, но уже в менее явном виде содержится и третий аспект, составляющий основу раскрытия уже выделенных тем. Это:
- 3) проблема освещения взаимосвязи информационных и психологических явлений объективной действительности и соответствующих им понятий и терминов.
Три аспекта рассмотрения поставленной задачи и определили общую схему изложения материала в книге.
Содержание.
ГЛАВА 1. Взаимосвязь информационных и психологических явлений
1.1. Уточнение понятий
- Понятия информации и интеллекта. - Понятия идеального и материального. - Взаимосвязь основных понятий исследуемой проблемы.
1.2. Информационно-психологические особенности живых систем
- Принципы иерархического структурирования материальных систем. - Информационный принцип различения биологических систем. - Информационные и интеллектуальные особенности социальных систем.
1.3. Модель информационных потоков общества
- Исходные данные. - Описание модели и ее интерпретация. - Соответствие модели наблюдаемым явлениям и результатам исследований.
ГЛАВА 2. Психологические проблемы информационного обеспечения
2.1. Социально-психологический аспект научно-технической информации
- Уточнение задачи. - Возникновение и развитие психологической проблематики информационного обслуживания. - Классификация психологических проблем НТИ.
2.2. Практические проблемы
- Общая характеристика практических проблем. - Психологические проблемы повышения эффективности систем НТИ. - Психологические проблемы автоматизации систем НТИ.
2.3. Теоретические проблемы.
- Место фундаментальных теоретических исследований в решении проблем информатики. - Проблема построения модели общегосударственной информационной системы. - Методологические принципы дальнейшей разработки проблемы и некоторые перспективы ее решения.
ГЛАВА 3. Роль теории информации в развитии психологических исследований
- Информационный аспект изучения психики. - Информационный аспект в системе подходов к моделированию психики. - Системное представление психики - условие ее информационного исследования.
Заключение.
Ти раж 12 000 экз.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже