Роспись синагоги "Бейт Тфила Беньямин" в Черновцах – одно из редких произведений искусства середины XX в., наполненных истинным религиозным чувством. В росписи черновицкой синагоги представлена самая обширная художественная программа из всех обнаруженных в наше время в синагогах Восточной Европы. Несмотря на множество авторских новаций, эта роспись генетически связана со старой средневековой изобразительной традицией. Художник пользуется символико-эмблематическим языком мастеров, которые рас писывали деревянные и каменные синагоги. Черновицкие росписи было бы неправильно оценивать с позиций профессионального искусства, в то время как они являют собой феномен чистого религиозного духа, воплощенного в пластических формах. Как любое произведение фольклора, они согреты теплом искренности и непосредственности, качествами, чрезвычайно редко встречающимися в произведениях профессионального европейского искусства двадцатого века. "В росписи стен интерес представляет трактовка 137-го псалма ("На реках вавилонских – сидели мы и плакали, вспоминая Цион. На ивах повесили мы киноры наши"). Вместо киноров на деревьях художник развесил лютни, гитары, скрипку и трубы, а на берегу реки разбил вполне современный палаточный лагерь. Его коллеги в те годы часто шли намного дальше – например, мастер из румынского местечка Гура-Гумурулуй пустил в тот же пейзаж парусник, плывущий под бело-голубым сионистским флагом. Зато ироничная фантазия буковинского самоучки разгулялась на балконе женской галереи, где из пасти гигантской, похожей на селедку рыбы торчат длинные фалды хасидского сюртука и болтающиеся ноги в гетрах. Этот парафраз сюжета о пророке Ионе дополнен на заднем плане черным пароходом, из трубы которого валит дым, и теряющейся в дымке флотилией. Искусствовед справедливо увидел в этой сцене намек на еврейскую эмиграцию, герои которой, в отличие от Ионы, следуют не в библейский Таршиш, а в благословенную Америку. Пародийный же Иона, вероятно, и для первых прихожан "Бейт тфила Биньямин" выглядел уже некоторой экзотикой, ведь даже мемориальная доска на здании с надписью, выполненной ивритскими буквами по-немецки, – яркое свидетельство ассимиляции черновицких евреев. Тем удивительнее связь уникальных росписей со старой – средневековой – традицией. "Дело рук для прославления имени (Всевышнего)" – так подписывали свою работу народные мастера, полагавшие труд по украшению синагог "аводат кодеш" ("священной работой"). Такой же священной (и профессиональной) работой стала и книга-альбом, посвященная феномену одной из позднейших форм религиозного искусства в Европе." Михаил Гольд.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже