Работы советских археологов в Верхнем и Среднем Поднепровье, особенно успешно развернувшиеся в послевоенные годы, направлены в первую очередь на решение важнейшей проблемы - происхождение и развитие культуры восточнославянских народов. Центральное место в этих работах заняло исследование памятников раннего железного века - эпохи, непосредственно предшествующей первым письменным источникам о славянах. Существенное значение имеет изучение отдельных археологических культур этого периода в Поднепровье, а также попытки связать их с некоторыми конкретными племенами, сведения о которых сохранились в древних письменных источниках. Без таких исследований невозможно ответить на вопрос, были ли автохтонными или когда появились на нашей территории предки славян, а также научно осветить более поздние этапы формирования древнерусской народности.
В нашей стране исследовались почти все основные группы памятников раннего железного века в Верхнем и Среднем Поднепровье (рис. 1). В Верхнем Поднепровье - среднедеснинские городища юхновской культуры, городища так называемой зольничной культуры Посеймья, городища Верхней Оки, городища со штрихованной керамикой Средней. Белоруссии, южнобелорусские городища милоградской культуры, древнейшие городища Смоленщины. В Среднем Поднепровье - памятники скифского времени правобережной и левобережной лесостепи и предшествующие им памятники белогрудовского и чернолесского типа. В меньшей степени, к сожалению, изучались связанные с милоградской культурой Южной Белоруссии памятники подгорцевского типа, занимающие северные участки Среднего Поднепровья.
Наибольшее значение с точки зрения проблемы происхождения славян имеет исследование культур Среднего Поднепровья и бассейна Припяти, так как эта территория на основании гидронимических и других данных учеными - археологами и лингвистами - рассматривается непосредственно как прародина или часть территории прародины славян. На самом деле, очень вероятна связь населения, оставившего здесь памятники раннего железного века (прежде всего культуры скифского времени лесостепи и милоградской), через последующие этапы с древними славянами. В древности территория, занятая этими группами памятников, входила в огромный, можно думать этнически единообразный, массив племен, на основе которого в конце раннего железного века появились близкие между собой культуры полей погребальных урн. Территория милоградской культуры и скифского времени лесостепи в этот период была занята памятниками культуры полей погребений зарубинецкого типа, которая большинством исследователей признается за древнюю славянскую.
Вопрос о происхождении зарубинецкой культуры пока не решен. Существование гипотезы об ее сложении на основе местных памятников раннего железного века еще более определяет необходимость изучения памятников этой поры.