В первые два десятилетия ХХ в. существовало две группы последователей И.Канта - так называемая фрайбургская (баденская) и марбургская школа неокантианства. Первая - В.Виндельбанд, Г.Риккерт - знаменита трудами по истории философии, методологическими работами о гуманитарных и естественных науках. Вторая (Г. Коген, П. Наторп) сосредоточилась в основном на логической и теоретико-познавательной проблематике. (В силу некоторых особенностей российской культуры работы первой из школ получили в России большую известность.)
Эрнст Кассирер занимает среди неокантианцев ХХ в. особое положение. Его тема - философия языка и, шире, природа символического как такового ("Философия символических форм"). Поскольку тайны языка занимали современную философию больше, чем теория познания, потихоньку отходившая в вотчину философии науки, то и Кассирер читается сегодня с большим интересом, чем, например, тяжеловесные и простоватые построения Риккерта.
Однако эта книга посвящена второй важной проблеме, занимавшей Кассирера, а именно - философии Просвещения, осмыслению мировоззренческого и научного поворота, произошедшего в XVIII в. В разработке этой темы Кассирер опять-таки оказался одним из первых в ХХ в.; его работы до сих пор считаются классикой.
Книга дает, в соответствии с замыслом автора, общий очерк основных проблем, поставленных философией эпохи Просвещения, показывает своеобразную глубину философской мысли, сыгравшей столь важную роль в развитии последующих философских систем, прежде всего Канта. Автор рассматривает формы мышления, свойственные эпохе Просвещения, роль познания природы, психологию и учение о познании, значимость и содержание религиозной идеи. Особые главы посвящены отношению Просвещения к миру истории ("Завоевание исторического мира"), праву и государству, обществу. Существенное внимание уделено основным проблемам эстетики. Книга отмечена печатью своеобразия авторского подхода к философской мысли эпохи Просвещения.