В монографии обобщаются литературные данные и результаты многолетних исследований автора и его сотрудников об особенностях формирования и развития врожденных и приобретенных рефлекторных реакций у млекопитающих и человека в антенатальном и постнатальном периодах жизни. Приведенные в книге материалы отчетливо демонстрируют принцип стадийного (фазного) развития нервной деятельности, выражающийся в том, что становление двигательной активности в онтогенезе начинается с простых локальных рефлексов, которые на определенном этапе развития сменяются обобщенными, генерализированными реакциями, а затем на базе последних происходит формирование специализированных приспособительных рефлекторных актов. Дается обоснование, что в процессе стадийного развития рефлекторных функций ясно выступает корреляция между функциональным и структурным развитием определенных отделов центральной нервной системы и периферических нервных приборов, участвующих в осуществлении различных по сложности форм рефлекторной деятельности. Подробно освещаются сроки становления и особенности проявления врожденных и условнорефлекторных реакций с различных анализаторов в индивидуальном развитии человека и животных. При этом установлено более раннее формирование реакций с филогенетически древних анализаторов (обонятельного, кожного, вестибулярного) и более позднее с филогенетически новых анализаторов (слухового и зрительного). На основе анализа экспериментальных фактов в книге критически рассмотрены основные теории онтогенеза нервной деятельности и сформулированы общие закономерности онтогенетического развития врожденной и высшей нервной деятельности, а также взаимодействия между ними. Фактические материалы и основные положения работы имеют значение для дальнейшего развития учения об эволюции функций нервной системы, выдвинутого и успешно разрабатываемого в отечественной физиологии. Установленные закономерности характера и последовательности развития безусловных рефлексов и отдельных стадий высшей нервной деятельности в онтогенезе ребенка дают основы педиатрам и и специалистам по воспитанию детей раннего возраста для оценки нормального развития нервной деятельности ребенка и лучшего понимания тех отклонений функций нервной системы, которые могут наблюдаться в условиях патологии. Книга предназначается для биологов, физиологов, невропатологов, педиатров и специалистов по воспитанию детей ранних возрастных этапов. Монография иллюстрирована 63 оригинальными рисунками, 20 таблицами и содержит литературный указатель из 805 отечественных и иностранных источников.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже